СКОРОСТНАЯ ЖИГУЛЁВСКАЯ КРУГОСВЕТКА

Скоростная Жигулевская Кругосветка (СЖК) - ультрамарафон на каяке - дистанция 145 км. Это самая длинная гребная гонка в Европе. Фактически представляет собою уникальное состязание по гребле, в котором участвуют только те, кто способен работать с полной отдачей на грани имеющихся сил. Туристический маршрут "Жигулевская кругостветка" - водный поход по р. Волга, вокруг Самарской луки, занимающий 5-7 дней - в данном марафоне необходимо преодолеть за одну ночь. Старт гонки происходит вечером в пятницу и лидеры заканчивают её обычно утром в субботу. Так что большая часть дистанции проходится в ночное время.

После прохождения с. Ширяево Волга понемногу начинает поворачивать на юг. Слева открывается устье р. Сок. Появляются пригороды Самары. Надо быть очень внимательными при прохождении о. Зелёненький (здесь фарватер резко меняет напраление ближе к южной оконечности острова). К этому времени уже наступают сумерки, и проходящие суда замечать всё сложнение, в том числе и ваше плавсредство. Поэтому использование фонарей на плавательном на вашем плавательном средстве обязательно - это ваша безопасность. Самара проходится в полной темноте. Огни города на левом берегу служат неплохим ориентиром и поднимают настроение в ночи. На правом берегу также кипит жизнь на турбазах и в палаточных лагерях. 

      

 

Основные точки маршрута

Старт (53°27′55″N, 49°40′47″E) -- КП Кресты (53°10′5″N, 49°37′54″E) -- КП Переволоки (53°14′33″N, 49°10′42″E ) --  

КП Междуреченск (53°16′28″N, 49°6′57″E ) -- Финиш (53°23′42″N, 49°18′1″E)

I этап маршрута 123 км  --  Перевозка Переволоки - Междуреченск 6 км  --  II этап маршрута 22 км

Гребная гонка "Скоростная Жигулёвская кругосветка" стартует от посёлка Фёдоровка, расположенного на левом берегу Волги в окрестностях города Тольятти. Все лодки выстраиваются перед перед воображаемой линией старта и ждут сигнала. После старта каждый экипаж, следуя своей стратегии прохождения дистанции, выбирает тректорию и скорость движения. Здесь участок с самым сильным течением, скорости на данном отрезке самые высокие. Следующий заметный пункт на который можно ориентироваться - это карьер рядом с селом Ширяево.   

Участники уже растягиваются по дистанции и движутся в одиночестве или небольшими группами по 2-3 экипажа. Далее маршрут ведёт в Мартыновскую Воложку (протоку между о. Поджабный и правым берегом). Важно не проскочить это место. Обход о. Поджабный слева более долгий. Огни Самары пропадают, наступает настоящая ночь. Впереди несколько часов когда никаких значимых объектов вы не увидете. Ориентироваться можно по бакенам фарватера. Следующим значимым пунтом является село Винновка и монастырь.

Его хорошо видно с воды в светлое время суток, ночью же можно пройти,  не обратив внимания. Но это основной ориентир перед КП Кресты. На данном участке следует идти поближе к правому берегу. Приблизительно через 5 км будет КП. Если будете находиться далеко от берега, то можете его пропустить и судьи вас также не заметят. Вскоре наступает рассвет и постепенно открываются большие водные просторы.

Впереди долгожданная точка - Переволоки. Место где наконец-то можно выйти из лодки, размяться и отдохуть перед финишным отрезком. За спиной останется около 123 км, а впереди ещё 22 км. На перевозку лодок и людей выделяется 2 часа, этим вопросом занимаются органзаторы гонки. Кто-то предпочитает отправиться на второй этап сразу после перевозки, не отдыхая положенные два часа. Иногда не получается организовать транспортировку за отведённое время и остановка растягивается на несколько часов. Главное на этом участке поесть и не потерять боевой настрой.

После прохождения с. Лбище открывается вид на о. Мартыновский и Васильевские о-ва. Здесь очень много проток и тупиковых заливов. Легко можно заблудиться, если попытаться пройти через эти острова. Также следует учитывать, что течение внутри островов слабее. Ориентроваться лучше по бакенам, обозначающим фарватер. Особое внимание следует обратить на район с. Брусяны, здесь очень часто поднимается силный ветер.  

Кажется, что 22 км после 123 - это не так уж  и много. Лидеры проходят это расстояние чуть более чем за два часа. Но они очень тяжёлые. На Усинском заливе часто бывает сильный ветер, поэтому волны могут быть ощутимыми, а вместе с усталостью это создаёт дополнительные риски. Если же погода хорошая, то это пекло по которому грести очень непросто. Плюс накладывается психологическое напряжение - до финиши ведь совсем немного, большая часть дистанции позади.

Нередко битва за медали происходит именно на этом участке дистанции. После ночной непрерывной погони в течении 12-14 часов, когда соперника часто не видно, приходится собраться для финального рывка длиной 22 км. Следующим пунктом на пути будет гора Лепёшка, рядом скоторой очнь опасно проходить в непогоду, так как волны здесь ведут себя непредсказуемо. Ну а уже дальше появляется Молодецкий курган, недалеко от которого и будет финиш Скоростной Жигулёвской Кругосветки. Ну и чтобы понять, что человек испытывает на финише, надо самому принять участие в гонке. При этом неважно какое место ты займёшь, участие в таком мероприятии уже достойно уважения.